Полезные ссылки
Педагогам
Современный педагог дошкольного учреждения: социальная роль, профессиональные функции, личностные качества
Существующая система образования имеет свои определенные требования к дошкольному образовательному учреждению и управлению им. Педагоги вовлекаются в различные инновационные процессы по обновлению содержания образования, форм его реализации, методов и приемов воспитания и обучения. Основным и наиболее важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования является внедрение инноваций.
ДОУ должны создавать определенные условия, чтобы ребенок мог развиваться полноценно, гармонично, с учетом его индивидуальных возможностей. Параллельно необходимо развитие и самих педагогов, а также самой системы, перевод ее в качественно более высокое состояние
- Социальная роль педагога ДОУ
По мере развития человека и усложнения его род деятельности, происходит его развитие. Когда человек появляется на свет, он появляется как индивид, затем включается в общественную систему процессов и взаимоотношений. В результате данного процесса человек приобретает социальные качества, т.е. становится личностью. Личностью не рождаются, личностью становятся. Личность создается общественными отношениями, в которые человек вступает в ходе своей деятельности (рис. 1).
Рисунок 1 – Развитие личности
Проблема развития и становления личности является одной из наиболее актуальных проблем психологии, педагогики.
Наиболее важным критерием, по которому мы можем судить о личности человека, является социальность, степень социализации, которая достигается в конкретном обществе.
Особое значение в этом плане имеет степень возможного управления процессом личностного развития. Именно социальное является главным содержанием развития ребёнка, который только в обществе, в общественных связях присваивает и реализует социальную сущность человека.
Необходимо брать во внимание тот факт, что по мере развития присутствуют периоды особой открытости растущего человека конкретным общественным воздействиям. У каждого своя внутренняя готовность их принятия1.
Именно на педагога ДОУ и возлагается функциональная обязанность по развитию в ребенке социального фактора. Педагог обучает детей взаимодействовать друг с другом, развивает их как личность, формирует социально приемлемые качества и стереотипы поведения. Роль педагога в этом процессе неоценима, т.к. ребенок дошкольного возраста является очень сильно подверженным именно внешнему воздействию со стороны компетентного взрослого.
Эталон личности задается обществом и направляется на освоение социального мира, его предметов и отношений, исторически вырабатываемых форм и способов обращения с природой и норм человеческих взаимоотношений.
Это является возможным в том случае, если будет правильно построенный учебно-воспитательный процесс, отражаемый в более взрослом возрасте в конкретных видах деятельности.
В зависимости от того, как педагог построит свое взаимодействие с детьми, будет зависеть полноценное развитие личности в более позднем возрасте.
- Основные профессиональные функции педагога ДОУ
Профессиональные функции – это функции, которые имеют непосредственное отношение к учебно-воспитательной деятельности педагога. Приоритет личности педагога дошкольного учреждения обусловлен его ответственностью перед возрастными особенностями детей. Ответственность связывается с трудностями игровой формы обучения, соответствующей ведущему виду деятельности ребенка в период дошкольного детства, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.
Педагог дошкольного образовательного учреждения должен быть гуманистически ориентированным на развитие личности ребенка различными средствами. У педагога должна быть сформирована определенная методологическая, теоретическая, технологическая база знаний.
По мере своей работы педагог выполняет ряд функций.
- Образовательная функция заключается в сознательном овладении педагогом теории, системы профессиональных знаний, умений, владений, социальным опытом. Данная функция направлена также на удовлетворение информационных знаний. Теоретические и практические аспекты реализации образовательной функции профессионально-педагогической культуры обеспечивают овладение содержательными и организационно-методическими основами по воспитанию и обучению дошкольников.
- Координирующая функция заключается в вариативности содержания учебного процесса, подборе технологий. Координирующая функция прямым образом связанна с образовательной.
- Развивающая функция заключается в активизации знаний и умений, а так же в их совершенствовании совместно с развитием профессионального мышления, педагогических способностей, памяти, речи, которые развивают человека творчески и позволяют создавать гармоничную сферу для развития детей.
- Нормативная функция состоит в осуществлении регулирования в системе деятельности педагога. Знание норм педагогической деятельности воспитателю придает уверенность в правильности своих действий. Педагогические нормы выполняют своеобразную функцию ценностей, благодаря чему педагог может вырабатывать оптимальные способы деятельности. Взаимодействие может происходить между педагогом и детьми, коллегами, коллективом – в каждом случае необходимо соблюдать определенную этику.
- Информационная функция связывается со всеми функциональными компонентами. Педагог должен быть сориентирован в многообразном потоке психолого-педагогической и методической информации, уметь пользоваться различными носителями информации.
- Рефлексивная функция связывается с оценкой личностных качеств, когнитивных способностей и эмоциональных реакций педагога коллективом. Верная оценка открывает путь к дальнейшему самосовершенствованию. Педагогическая рефлексия является самоанализом проведенной деятельности, оценка полученных результатов. Она также важна для полноценной социально значимой деятельности.
- Коммуникативная функция представляет собой способность к общению. Педагог выступает здесь как:
- субъект влияния во взаимодействии с ребенком;
- субъект личностного и профессионального развития себя как педагога;
- субъект формирования и развития педагогического коллектива как коллектива педагогов;
- субъект взаимодействия с семьей, представителями социума.
Поэтому одним из важных качеств воспитателя является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с дошкольниками, умение координировать свою деятельность с другими участниками образовательного процесса. Умение общаться с людьми показывает высокий уровень культуры педагога.
- Диагностическая функция заключается в умении на высоком уровне решать сложные профессиональные задачи:
- выстраивать диагностические цели,
- прогнозировать результаты диагностической деятельности,
- подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий,
- осуществлять грамотное психолого-педагогическое диагностирование,
- осуществлять анализ и интерпретацию диагностических данных,
- проектировать и реализовывать воспитательно-образовательный процесс на основе системной диагностики.
- Воспитательная функция отражает область воспитательной деятельности. Воспитательные мероприятия направляются на детей и связаны с обеспечением личностного, интеллектуального и физического развития ребенка2.
Таким образом, педагог ДОУ выполняет ряд важнейших функций, которые направлены на личностное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка.
- Личностные качества педагога ДОУ
Педагог ДОУ, прежде всего, должен иметь гуманистическую направленность в отношении работы с детьми. Работа строится на основе четырёх компонентов:
- коммуникативно-личностного,
- познавательно-речевого,
- художественно-эстетического,
- физического развития ребёнка.
В связи с этим, у педагога должен быть набор определенных качеств личности, которые отвечают заданным требованиям к работе. К основным личностным качествам педагога можно отнести:
- Доброту, терпение, справедливость, милосердие, понимание, любовь к детям. Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека – основополагающие для педагога.
- Высокие нравственные качества. Для того, чтобы обучать детей, педагог сам должен обладать тем, чему учит.
- Организаторские способности. Умение планировать, выполнять всё последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности комплексно являются неотъемлемыми качества педагога ДОУ.
- Трудолюбие. Работа с детьми отнимает много времени и сил, при этом детям необходимо отдавать любовь и заботу, не смотря на трудности.
- Позитивный настрой. Дети, которых воспитывают в атмосфере доброжелательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными в себе, общительными, эмоционально открытыми.
- Способность к творчеству. Дети – это творческие маленькие люди, которые постоянно пытаются открыть что-то новое, узнать неизведанное. Поэтому педагогу придется много придумывать, чтобы сделать воспитание и обучение детей максимально для них интересным.
Заключение
Педагог ДОУ является человеком, который занимается становлением социализированной личности, готовой выйти в более взрослую достойную жизнь.
Наиболее важным критерием, по которому мы можем судить о личности человека, является социальность, степень социализации, которая достигается в конкретном обществе. Именно педагога ДОУ занимается развитием в ребенке социального фактора, в чем и заключается одна из основных обязанностей данной профессии.
Педагог обучает детей взаимодействовать друг с другом, развивает их как личность, формирует социально приемлемые качества и стереотипы поведения. Роль педагога в этом процессе неоценима.
К основным функциям современного педагога ДОУ относятся: образовательная, информационная, координирующая, развивающая, коммуникативная, диагностическая, нормативная, рефлексивная, воспитательная.
Таким образом, педагог ДОУ выполняет ряд важнейших функций, которые направлены на личностное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка.
Педагог должен обладать также определенными личностными качествами, которые смогут направить развитие детей в нужное русло. В зависимости от того, как педагог построит свое взаимодействие с детьми, будет зависеть полноценное развитие личности в более позднем возрасте.
Профессия педагога ДОУ имеет вес в современном мире, и каждый участник этого процесса должен иметь весь необходимый репертуар качеств, функциональных обязанностей для развития детей.